Собственно, следующей женщина и была -- снова Ле Гуин, на этот раз уже космос и инопланетяне (это все Доктор, Доктор), "Слово для "леса" и "мира" одно". Прекрасное название, это "зацепило". И вот в этой повести, в отличие от "Волшебника", я не увидела никаких недостатков. Все идеально, да. Может быть, Ле Гуин на пользу тот "нравоучительный элемент", о котором она писала в предисловии и который она (видимо, зря) порицала в этой повести? Опять же -- проработанный мир, осязаемая атмосфера, но на этот раз и с диалогами все хорошо, и с композицией. И, конечно же, интересно посмотреть на свои ошибки, на нравы человечества со стороны мудрого, достигшего гармонии народа.
"У лесных людей прикосновение служило одним из главных средств общения.
У землян прикосновение в первую очередь ассоциируется с угрозой, с
агрессивными намерениями, а все остальное практически сводится к формальному
рукопожатию или ласкам, подразумевающим тесную близость. У атшиян же
существовала сложнейшая гамма прикосновений, несущих коммуникативный смысл.
Ласка, как сигнал и ободрение, была для них так же необходима, как для
матери и ребенка или для влюбленных, но она заключала в себе социальный
элемент, а не просто воплощала материнскую или сексуальную любовь. Ласковые
прикосновения входили в систему языка, были упорядочены и формализованы, но
при этом могли бесконечно варьироваться. "Они все время лапаются!" --
презрительно морщились те колонисты, которые привыкли любую человеческую
близость сводить только к эротизму, грабя самих себя, потому что такое
восприятие обедняет и отравляет любое духовное наслаждение, любое проявление
человеческих чувств: слепой гаденький Купидон торжествует победу над великой
матерью всех морей и звезд, всех листьев на всех деревьях, всех человеческих
движений -- над Венерой-Родительницей..."
У землян прикосновение в первую очередь ассоциируется с угрозой, с
агрессивными намерениями, а все остальное практически сводится к формальному
рукопожатию или ласкам, подразумевающим тесную близость. У атшиян же
существовала сложнейшая гамма прикосновений, несущих коммуникативный смысл.
Ласка, как сигнал и ободрение, была для них так же необходима, как для
матери и ребенка или для влюбленных, но она заключала в себе социальный
элемент, а не просто воплощала материнскую или сексуальную любовь. Ласковые
прикосновения входили в систему языка, были упорядочены и формализованы, но
при этом могли бесконечно варьироваться. "Они все время лапаются!" --
презрительно морщились те колонисты, которые привыкли любую человеческую
близость сводить только к эротизму, грабя самих себя, потому что такое
восприятие обедняет и отравляет любое духовное наслаждение, любое проявление
человеческих чувств: слепой гаденький Купидон торжествует победу над великой
матерью всех морей и звезд, всех листьев на всех деревьях, всех человеческих
движений -- над Венерой-Родительницей..."