Что-то от психологии фаулзовского коллекционера есть, похоже, в психологии очень многих мужчин. Коллекционер Фаулза относился к Миранде не как к человеку, не как к личности, а как к красивому предмету, лучшему экземпляру его коллекции. Ему было совершенно не важно, что она чувствует, что думает, что любит и ненавидит. Она не интересовала его как человек. И такого отношения к "любимому" вокруг - тонны.
Как просто любовь можно перепутать с эгоизмом, как просто можно назвать ею свой эгоизм! Такая "любовь" - убивает, как убила Миранду "любовь" коллекционера.
В этом романе затрагивается такое количество проблем, что я даже вспомнить их всех сейчас не смогу. И столько там психологизма, сколько проникновения в самую сердцевину... Очень реалистично, ощутимо полное непонимание между Мирандой и коллекционером, точнее - полная невозможность коллекционера понять Миранду, потому что, все-таки, Миранда коллекционера поняла. И это физически ощутимое состояние стенки: он тверд, "непонимающ" и невозмутим, как стена, как робот, заладивший своё "я люблю вас..." Он хочет, чтобы все было, как в его мечтах - и все тут. Он хочет не физического обладания Мирандой, а моральной власти над ней, что, конечно же, абсолютно невозможно, потому что Миранда гораздо, гораздо выше его. И не из-за воспитания, не из-за образования, не из-за принадлежности к другому классу ("фу-ты ну-ты", как говорил коллекционер), а по самой природе своей души, по самой своей глубинной сути. А коллекционер - даже не похож на человека...
И страшно даже не то, что Миранда умерла. Страшно то, что коллекционер не почувствовал ни тени раскаяния, не понял, что вина за произошедшее - на нем. Страшно то, что он решил на этом не останавливаться...



@темы: литература