И действительно Томас Манн гениален. Хотя бы из-за тонко прорисованных полутонов, в которые так часто окрашена жизнь. (И никогда я не смогу писать так, как Томас Манн)
Сначала я не очень втянулась в роман, но потом не могла оторваться. Мне показалось, что в Манне (то есть в Манне именно "Будденброков", другого-то я у него пока не читала) есть что-то от Теккерея. Хотя, может быть, это просто общая такая литературная традиция. Пишут, что на Манна оказал влияние Толстой - и действительно, в "Будденброках" он чувствуется.
Больше всех, наверное, мне было жалко Тони, которая сама же себя лишила счастья. Она была слишком слаба для того, чтобы бороться с мнением родителей и общепринятым представлением о том, что брак - это прежде всего выбор положения, а не человека. Но и желанного уважаемого и обеспеченного положения, ради которого Тони, по сути, предала Мортена, она в итоге не получила и всю жизнь помнила этого человека, хотя и не раскаиваясь в совершенном.
И Томас - точно так же лишил себя счастья, точно так же пошел про проторенной дорожке, где все, казалось бы, так просто и понятно, где ты в безопасности. А Ганно? Жертва чего? Или не жертва?.. Кто-то рождается для того, чтобы умереть в пятнадцать лет.
Только однажды Тони Будденброк, казалось бы, бунтует против лицемерной морали:
"Иными словами, позор и бесчестье только то, что выплывает
наружу, становится всеобщим достоянием? О нет! Тайное бесчестье, которое в
тиши грызет душу человека и заставляет его не уважать себя, куда страшнее!
Разве мы, Будденброки, из тех, что хотят на людях казаться "тип-топ", как
вы тут говорите, а в своих четырех стенах готовы во имя этого терпеть
любые унижения?" И дальше: "...Словом, полностью отречься от себя
только для того, чтобы люди полагали, будто я счастлива и довольна?.. Все
это, да будет тебе известно, я и называю недостойным, называю
бесчестьем!.."
Но, увы, Будденброки на самом деле именно таковы. Они отрекаются от настоящих себя для "того, чтобы люди полагали, что они счастливы и довольны".
Я не люблю, когда какое-либо произведение называют "социальным" и указывают на то, что во всем якобы виновато общество. Но общество-то состоит из людей. И плыть по течению или бороться - человек всегда выбирает сам.
Сначала я не очень втянулась в роман, но потом не могла оторваться. Мне показалось, что в Манне (то есть в Манне именно "Будденброков", другого-то я у него пока не читала) есть что-то от Теккерея. Хотя, может быть, это просто общая такая литературная традиция. Пишут, что на Манна оказал влияние Толстой - и действительно, в "Будденброках" он чувствуется.
Больше всех, наверное, мне было жалко Тони, которая сама же себя лишила счастья. Она была слишком слаба для того, чтобы бороться с мнением родителей и общепринятым представлением о том, что брак - это прежде всего выбор положения, а не человека. Но и желанного уважаемого и обеспеченного положения, ради которого Тони, по сути, предала Мортена, она в итоге не получила и всю жизнь помнила этого человека, хотя и не раскаиваясь в совершенном.
И Томас - точно так же лишил себя счастья, точно так же пошел про проторенной дорожке, где все, казалось бы, так просто и понятно, где ты в безопасности. А Ганно? Жертва чего? Или не жертва?.. Кто-то рождается для того, чтобы умереть в пятнадцать лет.
Только однажды Тони Будденброк, казалось бы, бунтует против лицемерной морали:
"Иными словами, позор и бесчестье только то, что выплывает
наружу, становится всеобщим достоянием? О нет! Тайное бесчестье, которое в
тиши грызет душу человека и заставляет его не уважать себя, куда страшнее!
Разве мы, Будденброки, из тех, что хотят на людях казаться "тип-топ", как
вы тут говорите, а в своих четырех стенах готовы во имя этого терпеть
любые унижения?" И дальше: "...Словом, полностью отречься от себя
только для того, чтобы люди полагали, будто я счастлива и довольна?.. Все
это, да будет тебе известно, я и называю недостойным, называю
бесчестьем!.."
Но, увы, Будденброки на самом деле именно таковы. Они отрекаются от настоящих себя для "того, чтобы люди полагали, что они счастливы и довольны".
Я не люблю, когда какое-либо произведение называют "социальным" и указывают на то, что во всем якобы виновато общество. Но общество-то состоит из людей. И плыть по течению или бороться - человек всегда выбирает сам.