Странное такое состояние: от полного восторга и упоения текстами Вудхауза (Господи, как же я рада, что нашла его) до физической уже боли в сердце из-за всех этих переживаний по поводу будущего и своего, так сказать, КПД. Глицин пила, валосердин пила - что-то не очень помогает. Потому что - что мы имеем? Сказки мои, как говорит Ира Асатиани (и правильно, наверное, говорит), такие еще сырые, наивные, неглубокие, плоские. Да, в качестве неплохой детской литературы они бы сошли. Но ведь, как говорил Льюис, детская книга, которую любят только дети - плохая книга. Зачем плодить посредственность? И стихи такие же. Просто компиляция, побочный эффект филологии головного мозга. Все филологи что-то пишут. Если с детства читаешь и очень любишь литературу, то как тут не попытаться "внести свой вклад". Я столько лет задавала себе вопросы о том, насколько объективно художественны мои тексты. И до сих пор не очень знаю. Как сказала однажды Настя: "Ну, если бы ты была гением, это бы было видно". Ясное дело. И пишу я не всегда, а только когда "есть вдохновение". Ну, относительно. Бывает, что так не хочется, и ты забываешь, откладываешь. В меня, наверное, положили всего по чуть-чуть: чуть-чуть умеет писать (чуть-чуть - стихи, чуть-чуть - прозу), чуть-чуть умеет рисовать, чуть-чуть умеет петь и т.д. И я до сих пор не могу понять, кто же я. Впрочем, дальше.
Филология как наука, диплом и Литература
Я - не ученый, это точно. Я не люблю стремиться к объективности, писать о произведении сухим научным языком, а уж тем более - составлять все эти списки литературы и оформлять все как надо. Сейчас я даже колеблюсь с темой диплома: у меня была та тема про лит. сказки и Проппа, но теперь, полюбив Вудхауза, я хочу писать что-то про него, чтобы не отрываться от него и читать дальше. А еще хочется и Честертона туда впихнуть - давно я его как следует не читала. Но как? Какие тут могут быть темы? Плюс еще я боюсь, что, начав писать диплом по тому, что очень любишь, можешь это немножко разлюбить. Но ведь тогда и тема про сказки и Проппа не подходит. Но, с другой стороны, писать на постороннюю тему мне противно, я хочу все-таки писать хоть с каким-то увлечением. Может, диплом по любимой теме стал бы отдушиной в этом году. Потому что эмоции от нашего филфака уже совсем, совсем не такие, как на первом курсе. И вот, я хочу писать на любимую тему, и мне хочется запихнуть туда всех и писать о всех - и о Льюисе, и о Честертоне, и о вновь прибывшем Вудхаузе, и о Толкине. Но как? Что можно такого написать о них всех? Да и надо ли... Боже, я все эти годы обучения на филфаке так мало читала их, читала программу. Я не перечитывала "ВК" тыщу лет (лет пять, наверное), я тыщу лет не перечитывала трактаты Льюиса и Честертона. Я поняла, что пришло время для честертоновских романов, которые я, когда была поменьше, просто не поняла. Сейчас я могу их очень полюбить. Единственное, что я читала из них за годы обучения на филфаке - это "Мерзейшая мощь" Льиюса и кое-что из честертоновских эссе. А, еще "ХН" Лизе читала. Сейчас, когда я читала интервью Трауберг о Вудхаузе, на меня снова все это нахлынуло. И я поняла, что хочу к ним, хочу опять их читать, а не "вот это всё". Но хочу ли я писать о них научные работы? Не знаю.
Ну, во всяком случае, в магистратуру мне не надо. Я не хочу больше так учиться. И я устала уже от учебы. Надо, чтобы мама это поняла.
Тут мы доходим до следующего пункта - про работу.
Будущее и работа
Вот тут вообще тьма. У меня аж сердце от всего этого болит. Я должна бы была попробовать себя в роли репетитора - но я ничего не знаю, ничего не могу. А зачем, спрашивается, были все эти три года на филфаке, если ты ничего не знаешь и не можешь? Чему ты научилась? Конспекты писать? Одна надежда на практический курс орфографии. Но пока мы его завершим, я тут уже загнусь от страхов и осознания собственной ненужности. Я даже объяснять не умею. И говорю как косноязычная. Да и пишу с тавтологией. А впереди практика в школе. Что я буду делать? Стоять и мямлить "эээ"?
В итоге, получается, что я ничего не могу и не умею, кроме как читать. Я, может быть, знаю немало, но какой от этого толк, если это не умеешь передавать? Да и "немало" ли. Может, на самом деле, сущая ерунда. Везде белые пятна. Еще и накатывает эта лень, и приходишь в универ, а там, по большей части - скукота какая-то. Не знаю, не знаю. Господи, что же делать-то? Кто я?